Здравствуйте!» – это удивительное слово в русском языке, аналогов которому нет ни в каком другом, означающее одновременно и приветствие, и пожелание здоровья.
ЗДОРОВЬЕ - НЕ ВСЕ, НО ВСЕ БЕЗ ЗДОРОВЬЯ НИЧТО. (СОКРАТ)
Здоровье – это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.
Культура – это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования.
Культура здоровья – это опыт накопленный человечеством в области здоровья, причем не только здоровья тела, но и духа.
Думаю, многим знакома эта ромашка, показывающая, что здоровье – понятие многогранное. Оно включает в себя физическое, духовное, психологическое, эмоциональное, социальное здоровье. Мы способны оказывать положительное влияние на все его составляющие не только в процессе обучения, но и в процессе каждодневного, ежеминутного общения с нашими детьми.
Если обратиться к известной диаграмме «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения», то мы увидим, что от уровня системы здравоохранения наше здоровье зависит только на 10%, от наследственности – на 20%, от состояния окружающей среды (которое, в свою очередь, зависит от уровня экологической культуры населения) – на 20% , а от образа жизни человека на 50%.
Таким образом, ведение ЗОЖ является генеральной линией формирования и укрепления здоровья школьников.
СЕГОДНЯ России нужны здоровые и образованные люди. Но в то же время в информационный век возникает противоречие
1.с одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжить образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе.
2.с другой стороны, нужно сохранить их здоровье.
Уважаемые родители! Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни является главнейшей задачей не только лечебного учреждения, но и родителей.
Составляющие характеристики ЗОЖ.
1.Рациональный режим труда и отдыха.
2.организация рационального питания.
3.организация сна.
4.организация двигательной активности:-физкультминутки (дыхательная гимнастика, познотонические упражнения и др.), оздоровительные прогулки, занятия в секциях, средства активного отдыха(спортивные игры, бег, занятия на тренажерах, катание на роликах, на коньках и др.
5.личная гигиена и закаливание.
6.профилактика вредных привычек.
Рациональный режим труда и отдыха
1.правильное чередование труда и отдыха.
2.регулярный прием пищи.
3.сон определенной продолжительности.
4.определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
- 5. определенное время для домашних заданий. 6.прогулки на свежем воздухе.
Питание должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным. Распределение калорийности дневного рациона: завтрак-25%, обед -35-40%, полдник 10-15%, ужин 25%. необходимо включить в меню рыбу, мясо, молочные продукты, овощи, фрукты, шоколад. Продукты , улучшающие память, повышающие работоспособность мозга: ананас, морковь, креветки, лук репчатый, орехи, инжир,
Возраст |
Белки,г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
11-13 лет |
93 |
93 |
370 |
14-17 лет |
100 |
100 |
400 |
Сон обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для школьника 11-13 лет необходимо спать 9-9.5 часов, 14-17 лет необходимо спать 8-8.5 часов. Перед сном необходимо: -прекращать напряженную умственную работу за 1.5 часа до отхода ко сну,-проветривать комнату или еще лучше спать при открытой форточке;- совершать оздоровительные прогулки(10-20мин))
Организация двигательной активности: утренняя гигиеническая гимнастика(уг) уг проводится после сна и ускоряет процесс врабатывания в предстоящую учебную деятельность. –Физкультминутки( дыхательные упражнения, познотонические, на осанку и др)- проводятся во время учебной деятельности для поддержания работоспособности, снятия напряжения с мышц, обеспечения отдыха центральной нервной системе, улучшения кровообращения. -Оздоровительные прогулки насыщают кровь кислородом, снимают умственное напряжение, их рекомендуется совершать по пути в школу и после школы, днем или вечером перед сном, пешком, на лыжах. Велосипеде и т.д. –Спортивные игры, упражнения на тренажерах, катание на роликах, коньках, оздоровительный бег и др. способствуют повышению эмоциональности, снятию утомления и повышению физической и умственной работоспособности, оказывают всестороннее воздействие на все функции организма.)
Личная гигиена и закаливание гигиена кожных покровов; гигиена спортивной одежды; гигиена умственного труда; применение разнообразных процедур закаливания способствует профилактике простудных заболеваний, повышению функциональных возможностей организма(ссс, дыхательной системы и др.) – укреплению здоровья. Учащимся рекомендуется систематически выполнять следующие процедуры:- воздушные ванны при комнатной температуре,- обтирание водой, контрастный душ.)
Профилактика вредных привычек 1. Работа с детьми- организация досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов, спортивных секций. Приглашение медицинского персонала, психолога. 2.работа с педагогическим составом- педсоветы, обучающие семинары, круглые столы. 3. Работа с родителями - приглашать и проводить беседы с психологом, медиком, соц. Педагогом.
Критерии эффективности использования ЗОЖ в поведении: собранность, коммуникабельность, ощущение физической и психоэмоциональной привлекательности;
в психологическом аспекте: психологическом здоровье, хорошее самочувствие, нервно-психическая устойчивость;
в функциональном проявлении:- высокое качество здоровья, повышение работоспособности и тренированности, снижение заболеваемости.
Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка»
- 1. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. Всегда находите время поговорить с ребенком.
- 2. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
- 3. Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
- 4. Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
- 5. Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
- 6. Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
- 7. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
- 8. Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо «психологическая пощечина» ребенку.
- 9. Нужно каждый день говорить ему о вашей любви к нему. Минимум 4, а лучше 8 раз за день, можно подойти и поцеловать, погладить по голове или просто приобнять за плечи. Для него важна ваша безусловная любовь. Осознание и подтверждение того , что он желанный, что его любят просто за то , что он родился, пришел в этот мир, а вовсе не потому, что он себя хорошо ведет, убирает за собой посуду или хорошо учится.
Уважаемые родители, исходя из сказанного, нам необходимо устранять все причины, порождающие плохое здоровье детей, создать все условия, чтобы дети росли здоровыми.
Е.В. Васильева, врач-педиатр участковый БУ «Урмарская ЦРБ»