Сейчас жильцы часто сталкиваются с тем, что управляющая компания нарушает их права.
Однако еще более плачевно то, что сами жильцы обычно даже не подозревают о том, что они нарушаются.
Деятельность управляющих компаний регулируется законодательством. Законодательная база, устанавливающая права и обязанности УК, содержится в Жилищном кодексе РФ.
Согласно ему, УК обязана:
- Соблюдать санитарно-эпидемиологические требования и правила пожарной безопасности, в целях сохранения надежности дома и благополучия жильцов;
- Сохранять уровень безопасности, подходящий для поддержания жизни и здоровья людей, хранение их владений, а также собственности государства и муниципалитета;
- Давать жильцам доступ к использованию помещений и общей собственности владельцев жилья;
- Соблюдать права и интересы владельцев жилья в многоэтажном доме, если это не противоречит законодательству;
- Поддерживать коммуникационную систему в хорошем состоянии, а также следить за исправностью приборов для учета и прочих видов всеобщего оснащения;
- Осуществлять поставки ресурсов, необходимых для обеспечения жильцов коммунальными услугами.
Также управляющая компания обязана обеспечивать для жильцов доступ к сведениям о ее финансово-хозяйственной деятельности, об услугах, которые она оказывает, и о порядке их оказания.
Она должна осведомлять жильцов о стоимости и тарифах на все предоставляемые ей услуги.
Посмотрим, какие работы входят в содержание и текущий ремонт, за что мы платим:
1) Работы по освещению общедомового имущества.
2) Уборка общедомовых помещений в соответствии с санитарными нормами.
3) Земельные работы на участках возле многоквартирного дома (озеленение).
4) Сбор бытовых отходов, а также их вывоз самостоятельно или же при помощи соответствующих компаний.
5) Соблюдение мер пожарной безопасности.
6) Обеспечение поддержания в помещениях установленной законом температуры, а также уровня влажности.
7) Осмотр общедомовых помещений с целью выявления несоответствия нормам, а также, грозящие жизни, здоровью и удобству жильцов.
8) Своевременное проведение текущего и планового ремонта.
9) Подготовка к эксплуатации общедомового имущества.
УК должна обеспечить жильцов коммунальными услугами, путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, следить за их качеством и своевременной оплатой.
Перерасчет:
Перерасчет является больше правом, чем обязанностью УК. Однако организация все же обязана проводить перерасчет тарифов и стоимости оказываемых жильцам услуг.
Финансовое обеспечение:
УК может и должна получать финансовое обеспечение для проведения ремонтных работ и работ по содержанию общей собственности владельцев квартир. Обычно, такими средствами ее обеспечивают сами жильцы.
Что касается проведения ремонтных действий, то они разделяются на сезонные, плановые и необходимые. Сезонные работы должны проводиться раз в год, когда дом готовят к отопительному сезону или же, прекращают его.
Плановые ремонтные работы относятся к текущему ремонту и должны быть запланированы в годовом плане, с которым жильцы могут ознакомится все собственники помещений в многоквартирном доме, а также внести свои коррективы на собрании.
Необходимый ремонт – это деятельность по устранению неполадок, которые появились спонтанно и требуют скорейшего вмешательства.
К примеру, поломка коммуникаций и не поставка жильцам воды, газа или света требует немедленного устранения проблем.
Если управляющая компания не выполняет свои обязанности?
Чаще всего управляющая компания игнорирует свои обязанности по проведению ремонта и ухода за общим имуществом.
Наиболее яркий и частый пример – отказ от замены определенных предметов, которые входят в собственность всех жителей дома.
!!! Здесь закон остается на стороне жильцов, и поэтому вы можете легко изменить положение, привлекая УК к ответственности.
В последствии, она либо начнет работать надлежащим образом, либо придется разорвать с ней соглашение и нанять иную управляющую организацию.
Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- написать обращение в УК, изложить свои претензии и попросить исполнить свои обязательства, согласно соглашению;
- если оно не было принято, стоит прийти на прием к руководителю УК;
- представить доказательства неисполнения обязанностей;
- если должной реакции не последовало, обратиться в жилищную инспекцию, написав соответствующее заявление с указанием в нем своих претензий и ссылками на нормативные акты и статьи. К заявлению стоит приложить доказательства.
Нарушение прав потребителя в сфере ЖКХ влечет за собой ответственность по закону о ЗПП.
Защита потребителей в сфере ЖКХ основывается на заключенном договоре. Чтобы защитить свои права по договору, в большинстве случаев придется обращаться в жилинспекцию. Это государственный надзорный орган, который контролирует все коммунальные службы в пределах одной территориальной единицы. Она осуществляет надзор за тем, как управляющие компании соблюдают договор.
Защита прав потребителей осуществляется сразу несколькими нормативным актами, среди который самые важные – Жилищный кодекс РФ и Закон «О защите прав потребителей».
Можно защищать свои права в судебном и внесудебном порядке. Права управляющей компании ЖКХ также регулируют законодательные акты и она также имеет возможность урегулировать споры через суд.
Консультационный пункт для потребителей филиала ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля»