Закон, регулирующий выборы, позволяет средствам массовой информации в течение всего периода избирательной кампании проводить информирование избирателей и осуществлять его свободно. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
При этом необходимо отличать информирование избирателей от предвыборной агитации, которая в соответствии со законом может выражаться в:
а) призывах голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражении предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случаев опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);
в) описании возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространении информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
Комментарий: если информация подается без комментариев, формирующих отношение избирателя к кандидату, это не может быть признано агитацией, даже если сама по себе информация способна создать положительный образ кандидата. Информация о кандидатах направлена на то, чтобы избиратели могли сделать осознанный выбор в день голосования, а не для побуждения голосовать за или против конкретных кандидатов. При отсутствии у автора агитационной цели, статья или публикация не может быть признана агитацией.
д) распространении информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
Комментарий: нельзя публиковать информацию о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональными обязанностями. Например, нельзя писать о том, какие вкусные сырники печет министр образования, или нельзя рассказывать о спортивных достижениях руководителя предприятия, никак не связанного со спортом. Нежелательно публиковать комментарии человека, не связанного с какой-то отраслью профессионально, например директора сталелитейного завода о ситуации с урожаем зерновых в определенном районе, поскольку такая информация не связана с его профессиональной деятельностью.
е) деятельности, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Таким образом, информационные сообщения, которые соответствуют указанным выше признакам, являются агитационными и в соответствии с законом, могут размещаться в средствах массовой информации с 21.08.2021 г. и прекращают размещаться в 23:59 16.09.2021 г. Публикация агитационных материалов (выпуск в эфир) должна быть оплачена из средств избирательного фонда, если эта агитация публикуется не в рамках предоставленной бесплатной печатной площади., либо они могут быть средствах массовой информации на основании жеребьевки при условиях равного доступа всех партий, участвующих в выборах.
Агитацией будет признано информационное сообщение в СМИ, опубликованное ранее 21 августа 2021 года, прямо призывающее голосовать за какого-либо кандидата или партию (случай «а» из перечисленных выше определений агитации), а совершение иных действий («б» ‒ «е») могут быть признаны агитационными только при неоднократном их совершении.
Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в том числе агитационных материалов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Не может быть признано агитацией освещение деятельности гражданина, являющегося кандидатом и освещение каких-либо мероприятий, в которых он принимает участие в связи с исполнением своих официальных должностных полномочий (например, как министр, как руководитель предприятия или как действующий депутат).
Информирование избирателей о ходе избирательной кампании является правом средств массовой информации, что подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30 октября 2003 года №15-п:
«Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том, что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать "за" или "против", то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов».
Требование пункта 4 статьи 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев, относиться непосредственно к проведению предвыборных мероприятий.
Таким образом, средство массовой информации осуществляет информирование избирателей о тех действиях, которые совершают кандидаты и партии в период своей избирательной кампании с учетом требований, изложенных выше. Причем информирование избирателей о проведении кандидатами предвыборных мероприятий осуществляется средствами массовой информации в течение всего периода избирательной кампании – то есть с момента опубликования решения о назначении даты выборов до даты подведения итогов выборов.
Также необходимо заметить, что освещение иного информационного повода, которое не является предвыборным мероприятием (то есть когда речь идет не о встрече с избирателями кандидатов или доверенных лиц, митингах партий и т.п.), не подпадает под требование пункта 4 статьи 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», даже если в освещаемом мероприятии присутствовали зарегистрированные кандидаты или символика партии.
В связи с вышеизложенным:
МОЖНО:
- брать интервью, производить съемку, получать комментарии, публиковать высказывания кандидатов в связи с их текущей профессиональной деятельностью и (или) исполнением ими своих должностных обязанностей без указания на их статус кандидата в депутаты;
- производить освещение мероприятий, в проведении которых принимает участие кандидат с указанием на его присутствие на данных мероприятиях (без указания на их статус кандидата);
- объективно освещать предвыборные мероприятия кандидатов с учетом следующих ограничений:
* информация подается в рамках отдельного информационного блока;
* информация дается без комментариев;
* в таких сообщениях не должно отдаваться предпочтение какому-либо кандидату, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности, отведенного для таких сообщений.
- публиковать (обнародовать) результаты опросов общественного мнения, связанных с проведением выборов, с обязательным указанием следующих данных: организация, проводившая опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование). Подобные публикации не допускаются начиная за пять дней до последнего дня голосования и непосредственно в этот день.
НЕЛЬЗЯ:
- осуществлять публикацию (обнародование) информации, которая по своему содержанию является однозначно агитационной в период до 21 августа 2021 года;
- публиковать (выпускать в эфир) агитационные сообщения неоплаченные из средств избирательного фонда, кроме случаев предоставления печатной площади в государственных средствах массовой информации на безвозмездной основе (после 21.08.2021).