Для формирования и сохранения физического и психического здоровья важно грамотно организовать питание школьника. Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сохранена обязанность образовательного учреждения, организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности. Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс и формирование навыков правильного питания. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которое практически невозможно скорректировать в дальнейшем. Питание детей в образовательных учреждениях регламентировано требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», методическими рекомендациями MP 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций». Для обеспечения здоровым питанием детей во всех обучающихся образовательного учреждения составляется примерное меню. Меню составляется на период не менее двух недель (10-14 дней) с учетом сезонности и дифференцировано по возрастной группе. Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде. В меню обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий. Наименование блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур. В основном для составления примерного меню используется «Сборник рецептур на продукцию для обучающихся во всех образовательных учреждениях». В сборнике рецептур указана технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд. При приготовлении блюд используется только щадящая кулинарная обработка, обеспечивающая микронутриетную сохранность продуктов (запекание, варка, приготовление на пару). В примерном меню, не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. В меню учитывается рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи, соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, кальция к фосфору, содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. В питании обязательно должны присутствовать разнообразные молочные, мясные, рыбные, яичные блюда, овощи, фрукты, орехи, растительные масла. Ежедневно в рационах питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи. В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема. Важным условием правильного питания является соблюдение четкого режима питания, учитывающий ритмичность протекания физиологических процессов в организме и предусматривающий три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник). Питание в определенные часы способствует полноценному усваиванию пищи и предотвращению желудочно-кишечных заболеваний. Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма.
Ю.Семенов
врач по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии»