В современном мире бытовая техника, работающая от электричества, делает нашу жизнь заметно удобнее. Однако распространены случаи перебоев электроэнергии, в результате чего происходит поломка бытовой техники и электроники потребителей. Это может произойти из-за ряда причин, большинство из которых не по вине потребителя.
Причинами скачков и отклонений от номинальных значений может послужить:
-аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач);
-импульсные скачки напряжения из-за молнии;
-обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева;
-повреждения кабеля при копке траншей;
-отключение электроэнергии, приведшие к скачкам напряжения.
-перекос фаз, приведший к длительной подачи напряжения более 300 вольт в сеть, из-за отгоревшего нулевого проводника на ТП или в подъездном щите
Требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а именно:
- постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014)
- отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается
Но что же делать, если факт перенапряжения уже состоялся и бытовая электротехника перегорела?
1.Зафиксировать факт резкого скачка напряжения. На место должна приехать аварийная служба. Ее специалисты составят акт, который будет являться документальным подтверждением того, в результате чего вышли из строя приборы бытовой техники. А причин этому может быть несколько:
-Первая, наиболее часто встречающаяся, это неисправность проводки в самих квартирах. Она является собственностью жильца, за которую тот несет ответственность.
-Вторая причина: неисправность внутридомовых сетей. В этом случае претензии следует предъявлять исполнителю коммунальных услуг (управляющая компания или ТСЖ).
-Третья причина - перепад напряжения в сетях, подходящих к дому. В таком случае виноватыми являются энергетики, если только на улице не было ураганного ветра.
2.Подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями.
- 3. Установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке.
- 4. При отклонении претензии полностью или частично, либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, гражданин имеет право предъявить иск в суд.
Перед тем, как кого-то винить в том, что вышли из строя стиральная машинка, холодильник или телевизор, проверьте, не подключился ли сосед к Вашим сетям или соответствуют ли они тому количеству электроприборов, которые находятся в квартире или доме.
Врач по общей гигиене А.И. Созинова
Врач по общей гигиене О.С. Николаева
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии»