История профессионального изобразительного искусства Чувашии, зародившегося более века назад, еще не написана. Сегодня это является одной из актуальных задач чувашского искусствоведения. Такую сложную работу невозможно выполнить, охватив  одновременно все виды изобразительного искусства. В предлагаемой вниманию читателей монографии «Чувашская станковая живопись XX века» Ю.В. Викторова, увидевшей свет в Чувашском книжном издательстве, представлена целостная картина зарождения, становления и развития одного из них – станковой живописи. Издана по решению Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук. Редактор альбома – В.Н. Алексеев. Тираж – 1000 экземпляров.

На основе анализа наиболее значимых произведений, созданных в XX веке мастерами кисти, в издании освещена эволюция основных жанров чувашской станковой живописи – исторического, бытового, портретного, пейзажного и натюрмортного. Все затронутые в монографии вопросы в той или иной мере рассматривались в более ранних и последующих трудах ведущих искусствоведов республики – А.Г. Григорьева, Н.А. Ургалкиной, А.А. Трофимова. Истоки и начало формирования чувашского изобразительного искусства исследованы историком А.И. Ивановым-Ехветом. О жизни и творчестве отдельных художников в своих публикациях и трудах писали известные российские ученые – Н.В. Воронов и С.М. Червонная. К обзорам художественных выставок, анализу творческой деятельности живописцев и монографическим исследованиям о них позже подключились чувашские искусствоведы М.А. Карачарскова, Ю.В. Викторов, А.И. Мордвинова, Л.В. Семечкина, В.М. Петрова, а также художник и музейный работник Н.И. Садюков.

Читатели имеют возможность ознакомиться с произведениями В.И. Агеева, А.А. и Л.М. Акцыновых, С.И. Алатова, Б.М. Белоусова, П.Г. Григорьева-Савушкина, Ю.А. Зайцева, Н.П. Карачарскова, П.Г. Кипарисова, А.А. Кокеля, А.И. Миттова, С.Н. Михайлова (Юхтара), В.Л. Немцева, Н.В. Овчинникова, В.П. Петрова (Праски Витти), А.П. Рыбкина, М.С. Спиридонова, А.М. Спиридоновой, Г.Г. Фомирякова, Э.М. Юрьева и др.

На всем протяжении XX века чувашские живописцы успешно, масштабно выступали в пейзажном жанре. Они воспевали родную природу, Волгу, сельские и городские мотивы, уголки нашей Родины. В живописном пейзаже лирические полотна соседствуют с монументально-эпическими. Есть пейзажи-символы и композиции с глубоким философским подтекстом. Сложный XX век стал временем становления и развития чувашской станковой живописи. Зародившаяся в формах реалистического искусства, она достигла к концу столетия общероссийского уровня профессионализма и дала импульс новым творческим направлениям.

Книга богато иллюстрирована, использованы фоторепродукции из фондов Чувашского государственного художественного музея. Адресуется широкому кругу читателей – искусствоведам, художникам, специалистам, изучающим духовную культуру чувашского народа.

Чувашское книжное издательство

Добавить комментарий

Наши соцсети

Яндекс. Новости

Архив материалов

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Праздники

Последние комментарии