Многие предметы одежды из нашего гардероба: качественные дорогие костюмы, кожаные и натуральные изделия, начиная от перчаток, жакетов и заканчивая меховыми шубами, пальто и дубленками, предполагают их чистку в специальных условиях (в химчистках). Дома самостоятельно можно только испортить хорошую вещь. Но порой случается, что и химчистка не в состоянии восстановить внешний вид изделий.
Часто причиной претензий к службам, занимающимся химчисткой одежды, служит порча вещи, переданной на очистку либо ее полная утрата.Зачастую бывает так, что вещи, отданные в химчистку, клиент получает испорченными, в дырках или вещь полиняла, села на несколько размеров и тому подобное. Случается даже, что одежда теряется, и ее не возвращают совсем. Для того, чтобы такого не случилось, необходимо соблюдать некоторые несложные правила.
1) Договор на оказание услуг химчистки заключается в письменной форме, как правило, в виде оформления квитанции и в обязательном порядке должен содержать следующие сведения:
- наименование и местонахождение (юридический адрес) исполнителя (для индивидуального предпринимателя - ФИО, сведения о государственной регистрации);
- фамилия, имя, отчество потребителя, его контактные данные;
- вид услуги;
- цена услуги;
- цена дополнительных платных услуг, оказываемых с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и др.);
- наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, не удаляемые при химической чистке, цена вещи (ее оценка с учетом износа);
- отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы), либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
- дата приема и исполнения заказа;
- гарантийные сроки (если установлены исполнителем);
- другие необходимые данные.
Один экземпляр квитанции выдается сотрудником химчистки потребителю.
2) Прежде, чем поставить свою подпись в договоре (квитанции), рекомендуем внимательно ознакомиться с прописанными в нем условиями.
Если в такой квитанции при сдаче вещи указанно, что краситель на вещи нестойкий, и такая вещь после химической обработки может полинять, то, сдавая вещь и подписываясь под такой квитанцией, Вы сознательно соглашаетесь на возможный риск. Такая квитанция с Вашей подписью просто снимает ответственность с исполнителя, в связи с тем, что Вы были предупреждены об особенностях, по причине которых Вашей вещи может быть причинен вред.
В некоторых случаях химчистка при повреждении изделия ссылается на то, что при приеме было невозможным выявление особых свойств вещи, повлекших за собой повреждения. Если все было именно так, то по закону химчистка не несет ответственности за порчу изделия. В таком случае нужно вспомнить, как на приеме проверяли Ваше изделие, проводилось ли пробное использование чистящего средства, делался ли полный осмотр вещи и так далее. Если человек, принимавший Вашу вещь, не выполнил требуемых процедур, то прием Вашего изделия не будет считаться надлежащим и химчистка не сможет снять с себя ответственность. Так же необходимо проверять описание вещи в приемной квитанции. Во многих случаях работники химчистки указывают стандартные загрязнения, причем то, что указано в квитанции, может и не содержаться на изделии. Вы имеете полное право настаивать на том, чтобы описание изделия было изложено правильно и точно. Также часто в квитанции указывают неверную степень изношенности вещи, завышая её. Так что, подписав такую квитанцию и в итоге получив испорченную вещь, Вы не сможете предъявить претензию к исполнителю.
3) При получении изделия из химчистки потребитель обязан внимательно ее осмотреть и проверить сохранность исходной формы, целостность, размеры, цвет, рисунок, рельефность.
Если в момент приемки вещи из химчистки потребителем обнаружены какие-либо повреждения, необходимо составить двусторонний акт с указанием всех обнаруженных дефектов. В случае, если химчистка отказывается от его составления рекомендуем, не забирая испорченную вещь, направить в адрес исполнителя (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) письменную претензию с описанием состояния вещи в момент сдачи в химчистку, указанием обнаруженных дефектов оказанной услуги и заявить свое требование (безвозмездное устранение недостатков; уменьшение цены; безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материала такого же качества или повторное оказание услуги; возмещение расходов, понесенных по устранению недостатков оказанной услуги третьими лицами). Претензию необходимо составить в двух экземплярах, один из которых вручить исполнителю любым способом, позволяющим получить подтверждение о вручении (лично – под подпись; направить почтой – заказным письмом с уведомлением и описью вложения; электронной почтой).
4) При нарушении сроков оказания услуги следует предъявить одно из требований:
-назначить исполнителю новый срок;
-поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
-потребовать уменьшения цены;
-отказаться от исполнения договора;
- потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков оказания услуги.
В законе "О защите прав потребителей" говорится о том, что в случае если изделие полностью или частично повреждено либо утрачено, то исполнитель обязуется заменить в трехдневный срок данное изделие на аналогичное, с такими же качественными свойствами, или в разумный срок изготовить другое изделие из такого же материала. При отсутствии аналогичной вещи или материала для ее изготовления, исполнитель обязан оплатить в двукратном размере стоимость изделия и полностью возместить все убытки заказчика, связанные с порчей его имущества.
5) При невозможности урегулирования имущественного спора в добровольном порядке он подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Надеемся, что наши рекомендации помогут и потребителями и исполнителям услуги химчистки.
Врач по общей гигиене А.С. Клинцева
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии»